Заметки о творчестве Федерико Феллини

Трудно представить себе человека, которого фильм «Ночи Кабирии» оставил бы равнодушным. Зрители выходят из зала потрясенными страшной жизнью маленькой Кабирии, о которой с таким покоряющим талантом рассказывает режиссер Федерико Феллини. И все поголовно оказываются во власти своеобразного и совершенно неотразимого обаяния исполнительницы роли Кабирии — актрисы Джульетты Мазины.

Что же это за кинематографисты, которые так властно — временами против нашей воли — заставляют учащенно биться сердца, вызывают у нас то смех, то непрошеную слезу? И почему так трудно устоять перед этими чувствами, хотя разум наш протестует и в иных местах хочется серьезно поспорить с создателями фильма?

Сейчас известный итальянский кинорежиссер Федерико Феллини в полном расцвете сил. Ему всего сорок лет. В кино он пришел из журналистики.

Это было десять лет назад, в течение которых Феллини создал семь фильмов. По западной мерке — это очень мало. Однако уже своей второй самостоятельной работой — «Маменькины сынки» — он обратил на себя внимание зрителей и критики. А следующий его фильм, «Дорога», принес Феллини признание и славу. Достаточно сказать, что картина получила около семидесяти премий за пределами Италии.

Показателен творческий путь Феллини. Воспитанник католического колледжа, ученик прославленного итальянского режиссера Роберто Росселлини, автор «Ночей Кабирии» до недавнего времени опирался исключительно на влиятельные католические крути. И всегда находил здесь защиту. Однако религиозное мировоззрение у него сочеталось с откровенным декадентством.

Феллини-художник насыщает свои произведения обостренным до жестокости видением окружающей его действительности.

Феллини-декадент отбирает из этой действительности все самое больное, самое уродливое. Патология в его произведениях сплошь и рядом заменяет психологию, а насилие — любовь. Особенно характерна его специфически декадентская мания постоянной исповеди, его стремление показывать весьма неприглядное нутро своих героев, внутренне отождествляя себя с ними.

«В сущности, на экране, — утверждает Феллини, — я рассказываю о своей собственной жизни и делаю это с откровением, иногда граничащим с нескромностью...»

Феллини-католик, нарисовав трагическую картину современности, находит выход лишь в религиозном чуде. Своими фильмами он пытается сказать: «Обрати свой взгляд к богу — и ты узришь чудо и обретешь искупление».

Именно такова концовка его фильма «Дорога», где преступный дегенерат Дзампано чудесным образом обретает искупление.

Именно таков подтекст той ошеломляюще неожиданной улыбки, которая преображает лицо Кабирии в финале картины. Лицо, за мгновение до того искаженное маской отчаяния — такого предельного человеческого отчаяния, за которым, кажется, уже вообще ничего нет. Обрушив на бедную Кабирию все мыслимые несчастья, Феллини как бы передает ее в руки божьи, предоставляя господу разбираться в содеянном авторами фильма...

Но ведь давно известно, что в чуде ищет выхода лишь тот, кто не верит в человека, в его здоровое начало, в его душевные силы. Увязывается ли это неверие с христианской любовью к ближнему, с верой в него как в подобие божие?

Таковы те самые внутренние противоречия, которые раздирают ныне многих искренних художников Запада. И хотя эти противоречия выглядят индивидуальными, они, в сущности, отражают духовное состояние современного буржуазного общества. Официальный игровой клуб maxbet находится по этой ссылке.


7a38d8cfdc32e275438e6c761f149e03