Первый дневник ОМКФ 2019: Мораль от Джармуша и откровения Альмодовара № 3

Традиционный показ на Потемкинской лестнице в этом году оказался неоднозначным, по крайней мере по моему безумно субъективному мнению. Возможно, вы сейчас обвините меня в том, что я начитался либеральных западных медиа, предоставляю излишнего значения мелким деталям и вижу контроверсию там, где ее нет. И все же. Немую ленту «Казаки» (1928) гордо подавали как классическую голливудскую картину об украинских казаков, но каждая минута просмотра вызвала у меня все больший дискомфорт. К сожалению, не только от невыносимо долгого сидения на каменном полу. Pro tip: хотите насладиться показом на открытом воздухе - берите с собой хотя бы две подушки.

Во-первых, «Казаки» - экранизация одноименной повести Льва Толстого. Лев Николаевич много путешествовал по Украине и даже увлекался поэзией Шевченко, но будем откровенны - даже самые прогрессивные представители тогдашней российской элиты были немного шовинистами. Просто потому, что русская культура считалась выше традиции национальных меньшинств. Во-вторых, потому что действие этой истории (в литературном первоисточнике) происходит на Кавказе, и персонажи имеют сомнительное отношение к украинским казакам. Когда дело дошло до экранизации, некоторые детали сюжета в фильме изменили - теперь протагонисты воюют с турками, а не чеченцами, но в том, как их изображают все равно чувствуется имперская ксенофобия. Это дикие, неграмотные и карикатурно агрессивные люди, которые издеваются над военнопленными, презирают своих женщин (а женщин врагов - вообще бесцеремонно насилуют) и не воспринимают ничего кроме преувеличеного поведения. Как мило.

Но даже если отбросить все эти идеологические претензии, можно считать «Казаков» достойным произведением кинематографа (TM)? Режиссер ленты отказался от авторства вскоре после ее выхода в прокат, а сценарист столько раз переписывал историю, что в конце концов начал жаловаться на то, что сам не понимает, о чем фильм. Другими словами - нет, шедевром «Казаков» не назовешь.

Зачем я это все пишу? Нет, не потому, что я не выспался и ищу измену во всем, что попадается на глаза (честно). Меня огорчает, что любое упоминание о хоть каких-то казаков (хоть чего-то, что имеет какое-то отношение к Украине) в западном искусстве до сих пор вызывает у нас наивный восторг. Пришло время уже обращать внимание на контекст этих упоминаний и суть нарратива, в котором мы фигурируем.

Второй день показа меня по настоящему растрогал - кажется, лейтмотивом всех показов стала тема отцовства и рода. «Боль и слава» Педро Альмодовара - возвращение режиссера к образцовой формы. Это однозначно один из лучших фильмов Педро, в котором Антонио Бандерас сыграл альтер-эго известного испанца. Кинорежиссер Сальвадор давно на пенсии, снимать ему не позволяют постоянные боли в спине и суставах, а также мигрени и бессонницы. Мадридская синематека зовет Сальвадора на показ отреставрированной копии его фильма 32-летней давности. По этому случаю он отправляется навестить актера Альберто, с которым они рассорились еще во время съемок фильма. Календарь туров - позволяет Вам (нашим туристам) получить удобный обзор вариантов отдыха из Минска и других городов вылета. Включает информацию о погоде (температура воздуха и воды), сезонности, отображает даты вылетов и уровень цен на каждую дату. Внесите в поля фильтров интересующие Вас город вылета, страну пребывания, предполагаемые даты вылетов, желаемое количество ночей на отдыхе, количество человек, тип питания, звездность отеля и нажмите "Поиск тура" тут . Вам будут предложены варианты туров от наших надёжных партнёров.


74005dd6353929725e6635a63c28b5ee